Коль уж зашел разговор о миностойкости бронетехники, то вот выжимки с http://web.etel.ru/~saper/index.html
МИНОСТОЙКОСТЬ БТР, БМП, БМД.
На снимке
показан БТР-80 после подрыва на мине ТМ-62П (тротил 7 кг). Взрыв произошел под правым передним колесом. Полностью разрушена резина колеса, поврежден колесный редуктор, подвеска колеса, полка над колесом. Машина ушла с места подрыва самостоятельно (снимок сделан в 10 км от места подрыва). Люди, находившиеся внутри машины, получили легкие и средние контузии. Находившиеся снаружи на броне двое солдат погибли. Восстановление машины в ремонтной роте полка - 1 сутки (замена вышедших из строя узлов).
Вообще, миностойкость бронетранспортеров типа БТР-60, БТР-70, БТР-80 и БТР-90 поражает воображение. Ни одна штатная противотанковая противогусеничная мина почти не в силах остановить наш БТР. Еще в афганскую войну, душманы, чтобы по-настоящему вывести БТР из строя, закладывали под мину 20-30 кг тротила.
БМП в этом смысле гораздо слабее. Лопается корпус по сварке, и часто БМП после подрыва восстановлению не подлежит.
БМД, как и американский бронетранспортер М113, мину не держит вовсе. Экипаж и десант частично гибнет, частично получает тяжелые ранения. Саму машину эвакуировать с места подрыва можно только на трейлере.
М113 же просто разваливается. Собственно непонятно, почему М113 назвали бронетранспортером. Он с трудом держит даже автоматные пули калибра 7.62 мм. Бронебойно-зажигательные пули винтовки СВД дырявят американца с 300 метров под любым углом (с большей дальности мы на полигоне не стреляли, лень было далеко ходить проверять).
На снимке
показан БТР-60ПБ, подорвавшийся на 25-кг фугасе. Взрыв произошел под передним правым колесом. Колесо полностью уничтожено, разбита бортовая броня до второго колеса, оторваны верхний и нижний лобовые листы. Командир и водитель погибли. Погибли также четыре из восьми солдат, находившихся на крыше машины.
Впрочем, сочетание мины с дополнительным зарядом характерно только для партизанских или диверсионных действий на дорогах, когда стоит задача срыва движения по дороге и при условии повышенной чувствительности противника к потерям в личном составе. В крупномасштабных боевых действиях такой большой расход взрывчатого вещества и столь значительный расход трудовых и временных ресурсов на минирование считается нерациональным и расточительным.
МИНОСТОЙКОСТЬ ТАНКОВ.
На снимке
гусеница танка ''шерман'' (США), поврежденная взрывом немецкой мины l.Pz.Mi (тротил 2 кг).
На снимке
подрыв танка Т-34 на немецкой мине T.Mi.42 (тротил 5 кг). Взрыв произошел под последним катком левого борта, очевидно, в момент поворота машины. Взрывом разрушено только два трака гусеницы. Каток сколько-нибудь заметных повреждений не получил. Такое повреждение обученный экипаж устраняет в течение 1-1.5 ч, разумеется, не под огнем.
Эти снимки - еще одно свидетельство того, что противотанковые мины того времени обычно могли только остановить, но не уничтожить танк. Поэтому минные поля обязательно должны были сочетаться с огнем противотанковой артиллерии, которая могла добить поврежденную машину. Впрочем, такая дуэль нередко кончалась не в пользу артиллеристов.
На снимке
результат взрыва под правым задним катком танка ''Центурион'' (Великобритания) заряда ВВ аналогичного мине ТМ-62М (тротил 7 кг). Разрушены 6 траков гусеницы, полностью разрушен один каток и значительно поврежден второй каток, разрушен балансир, сорваны листы противокумулятивного экрана, разрушена правая полка. Оказался пробитым и борт танка. Члены экипажа (две собаки и баран) погибли. Танк восстановлению не подлежит.
Впрочем, советские танки типа Т-62 - гораздо прочнее. Днище и борт их выдерживают и гораздо более мощные взрывы (мина типа ТМ-62 + 10-15 кг ВВ). Обычно их в силах пробить только кумулятивная струя.
На снимке
подрыв танка на противоднищевой мине кумулятивного действия ТМ-72 (полигонные испытания). Взрыв произошел под топливным баком в носовой части машины.
Вообще, кумулятивные противоднищевые мины оставляют мало шансов экипажу выжить. Если люки танка закрыты, то не выживает никто, танк обычно сгорает и восстановлению не подлежит. Даже израильский танк "Меркава", имеющий абсолютную систему пожаротушения, полностью исключающую пожар в танке, чаще всего также выходит из строя и его восстановление возможно лишь капитальным ремонтом. При всех открытых люках танка у экипажа все же остается шанс остаться в живых, но и в этом случае они получают тяжелые контузии. Во время войны в Афганистане на марше люки обычно держали открытыми, и члены экипажа, кроме механика-водителя, предпочитали сидеть на броне снаружи.
Отредактировано Егерь (2006-10-20 20:08:39)